Просмотры материалов : 7185939

 


 
Советы психолога ГИА Печать
06.02.2015 11:06

Информация (рекомендации) для воспитанников

Как эффективно подготовиться к экзамену?

Как поддержать работоспособность?

Как всё запомнить?

Как избежать нервного истощения?

Накануне экзамена

Во время экзамена

Информация (рекомендации) для родителей

Информация (рекомендации) для педагогов

  

 

Информация для воспитанников

 

Ребята, впереди ответственный этап – время прохождения ГИА. В нашем училище созданы оптимальные условия для того, чтобы этот этап Вы прошли успешно!  Чтобы достичь этого:



При необходимости обратитесь к педагогу-психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием.

Много интересной информации Вы можете узнать на сайте ФИПИ (fipi.ru) .

 

Как эффективно подготовиться к экзамену?

 

Главное правило – это систематически и своевременно готовиться к занятиям во время учебного процесса. Это будет способствовать постепенному усвоению материала, что придаст спокойствия в период сдачи ГИА.

 Готовьтесь к экзамену  без страха, используя простые, но действенные хитрости:



 

Как поддержать работоспособность?

Работоспособность (умственная) -  способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности. Специалисты психофизиологии разработали условия, которые призваны обеспечивать высокую продуктивность умственного труда.

1.  Во всякую работу следует входить постепенно. Существует так назы­ваемый период врабатывания, в течение которого организм физиологически подготавливается к выполнению большого объема работы. Если вы чувствуете себя «не в настроении», начинайте занятия с наиболее интересного для вас вопроса, это поможет войти в рабочую форму;

 2. Для сохранения нормальной и длительной работоспособности необходимы определенный ритм деятельности, оптималь­ный объем информации и т.д. чередуйте  рабо­ту и отдых (40 минут  работы, 5-10 минут активного отдыха), что обес­печит меньшую утомляемость и большую производительность.

3.   Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую воду или зеленый чай.

4. Хорошим стимулом, способствующим высокой работоспособности, является позитивный настрой и  отношение к умственному труду. Работа дается легче, если найдете в ней что-то хорошее и полезное для себя.

Как всё запомнить?

Учитывая, что запоминание материала происходит скачками, поэтому необходимо постоянно повторять материал, т.к. многократное повторение увеличивает объем заученной информации.

Помните, что информация лучше усваивается, если её повторять  в течение 15-20 минут и  через 8-9 часов. Так же полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Следует разбираться в том материале, который Вы пытаетесь выучить. Просто механическое запоминание даёт кратковременный результат. Такой тип запоминания целесообразно использовать, если необходимо заучить названия, даты, исключения из правил правописания и т.п.

Для лучшего воспроизведения запомненного материала составьте план и тогда ничего не упустите.

Нет смысла писать шпаргалки. Это отнимает много времени, а их использования чревато удалением с экзамена. Для того чтобы повысить эффективность запоминания, действительно важно использовать несколько видов памяти, в том числе зрительную и механическую. С этой целью можно использовать метод ассоциаций: делать краткие записи, тезисы, рисовать различные схемы, таблицы и т.п., которые можно будет использовать при повторении изученного и воспроизвести непосредственно на экзамене в качестве опоры для ответа.

 

Если Вы относитесь к зрительному типу восприятия:



 

Если Вы относитесь к слуховому типу восприятия:



 

Если Вы относитесь к двигательному типу восприятия:



 

 

Как избежать нервного истощения

Нервное истощение – это особое состояние, возникающее вследствие перенесенных стрессов, высокой эмоциональной или интеллектуальной нагрузки. Причинами нервного истощения чаще всего становится переутомление.

Высыпайтесь.  Ложитесь спать в соответствии с внутренним распорядком училища. В постели не читайте. За два часа до сна – никаких триллеров и боевиков.

Расслабьтесь. Выполняйте каждый день легкое дыхательное упражнение. Лягте ровно, одну руку положите на живот, другую на грудь. Медленно вдохните, пропуская воздух в низ живота и чуть надувая живот. Медленно выдохните, чуть втягивая живот. Повторите 3 раза. Когда научитесь дышать свободно, на вдохе представляйте, как вместе с воздухом энергия входит в ваше тело, а слабость уходит.
          Согрейтесь. Принимайте контрастный душ и заканчивайте его горячей водой. Такой процедура отлично заряжает энергией.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения

 

Главные составляющие успеха на экзамене – это умение владеть собой, знание материала, логика построения ответа. Чтобы научиться управлять своим эмоциональным состоянием на экзамене, можно заранее разучить специальные психотехнические упражнения - конкретные методы и способы самоконтроля. Зачем? Во-первых, это опыт. Во-вторых, сильная мотивация к учебе. В-третьих, умение владеть собой пригодится в любой ситуации. Особенно бесценно оно для личностного и профессионального роста. Так что постоянно пополняйте свой практический опыт техниками и способами самообладания, а для этого собирайте полезные наблюдения психологов и выберите для себя два-три действующих упражнения на развитие саморегуляции.

 

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Слегка помассируйте кончик мизинца.

Нарисуйте в воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который, взяв билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Одним словом, создайте алгоритм ваших действий, которым будете следовать на экзамене. Эту ситуацию нужно «проиграть» в уме несколько раз: сначала в роли зрителя какого-то фильма о человеке, сдающего экзамены на «пятерку», а потом в роли главного героя переживаемой ситуации. Оба способа желательно мысленно «прокрутить» по 3 раза, чтобы  зафиксировать положительные эмоции и свой настрой на успех. Впоследствии, на экзаменах, вы сможете вызвать у себя нужное состояние.

Сядьте в удобную позу, расслабьтесь, сложите пальцы в замок и вспомните ситуацию, где вы «блистали» и где вам сопутствовала удача. Сначала надо воспроизвести в памяти «картинку», звуки, а потом – собственные эмоции. Самое главное – вызвать прежнее ощущение уверенности в собственных силах, вновь пережить и прочувствовать свой успех. И когда этот момент наступит, несильно сожмите сложенные в замок руки. Повторяйте этот прием ежедневно по три-четыре раза с некоторым интервалом времени. Такая тренировка поможет вызвать нужное состояние и на экзамене, достаточно лишь сосредоточиться и не сильно сжать руки.

Медитация на дыхании. Суть в том, чтобы в течение 3-5 минут следить за потоком поступающего в организм прохладного вдыхаемого воздуха и теплым выходящим потоком, дышать при этом надо легко и естественно. Через несколько минут, сняв возбуждение, переходят к самовнушению, мысленно говоря себе: “Я  - Расслабляюсь - И - Успокаиваюсь”, синхронизируя эти слова с ритмом своего дыхания. Слова «Я» и «И» следует произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь” - на плавном, удлиненном выдохе, представляя себе, как волна теплого воздуха растекается по всему телу, расслабляя и размягчая его. Подобная концентрация на процессе дыхания носит выраженный успокаивающий характер и отвлекает тревожных людей от негативных мыслей по поводу предстоящего экзамена за счет переключения внимания с внешних процессов на внутренние.

 

В качестве упражнений, которые снижают физическое и интеллектуальное напряжение, можно отнести еще следующие: 
- "потягивание", сидя на стуле;
- круговые вращения головой;
- сгибание-разгибание пальцев рук;
- наклоны туловища;
- приседания;
- ходьба на месте и др.

Накануне экзамена

Настройтесь на успех. Доказано, что если перед экзаменом чувствовать себя неуверенно, переживать о провале и все время нервничать, то изучаемый материал будет гораздо хуже усваиваться. И наоборот, четкая установка на успешное усвоение поможет сохранить в памяти выученное не только до экзамена, но и надолго после него.

В день накануне экзамена следует прекратить всяческую подготовку, дабы избежать эффекта "каши в голове". В последний вечер перед экзаменом дайте себе отдых. Постарайтесь пораньше лечь спать. И избегайте мыслей наподобие «А что будет, если я не сдам?». Замените их на более уверенную формулировку: «Я спокоен и уверен в себе».

В день экзамена

Справиться с волнением в день экзамена практически невозможно, особенно если этот экзамен первый в жизни или решает Вашу дальнейшую судьбу. Тем не менее, можно несколько снизить уровень стресса и обеспечить себе успех. Не стоит в этот день принимать успокоительные препараты, так как они могут вызвать сонливость или расфокусировать ваше внимание. Вместо этого стоит съесть несколько кусочков шоколада, это активизирует мыслительные процессы. Для того, чтобы справиться с физическим напряжением, нужно сделать зарядку или физическую разминку перед завтраком. Полезно также принять контрастный душ, завершая его обливанием холодной водой.

Во время экзамена



— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).



Рекомендации для педагогов

На этапе подготовки:



 

Во время проведения экзамена:



Рекомендации для родителей

Почему ваши дети так волнуются?

Период экзаменов – сложный момент в жизни подростков.  Стресс ребята  испытывают поскольку:



Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребёнка. Задача взрослых - помочь ему  в сложный период подготовки и сдачи итоговой аттестации.

 

Как помочь своему ребёнку в сложный период подготовки и сдачи итоговой аттестации?

Любой экзамен, проверка знаний – серьезное испытание для вашего ребенка. А экзамен в форме государственной итоговой аттестации – это еще и малознакомая форма проведения итогового испытания. В этот сложный для Вашего ребёнка период:



Накануне экзамена

Соберите информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для вашего ребёнка ситуацией неопределённости;

проследите, чтобы у ребёнка было достаточно времени на пассивный и активный отдых. Старшеклассники, готовясь к экзаменам, иногда просто забывают отдыхать, считая, что не стоит тратить на это драгоценное время;

участвуйте в подготовке к экзамену: